Святая
Тереза - история одной души
"Если мои желания будут исполнены, мое небо обратится
на землю вплоть до конца света. Я хочу с неба делать добро на земле.
… Я знаю, что весь мир будет меня любить».
Так
писала в своей автобиографической повести юная монахиня, умирая в 24
года от туберкулеза за высокими стенами католического монастыря в маленьком
провинциальном городке Лизьё на севере Франции. На ее груди нашли листок
с «Символом Веры» написанный кровью.
Скромная, миловидная, приветливая Тереза Младенца Иисуса
и Нерукотворного Лика при жизни ничем не выделялась среди сестер ордена
кармелиток. Мощь ее души открылась миру лишь после кончины святой.
Пережив в самом конце XIX века опыт личного спасения,
Тереза смогла поделиться им с людьми XX века. Новый век, наполненный
страшными испытаниями – войнами, лагерями смерти, газовыми камерами,
ядерными взрывами, поверг человечество в отчаяние. Впервые за две тысячи
лет христиане стали меньшинством в обществе. Многие утратили веру, отошли
от Церкви, ибо не могли простить Богу торжества Зла на земле.
В то время, когда в далекой России Федор Михайлович
Достоевский, потерявший сына, мучился вопросом, как сохранить веру в
мире, где люди способны убивать невинных младенцев, Тереза из Лизьё
молилась о прощении великих грешников. У Христа она училась не разделять
в своем сердце тех, кто достоин спасения, и тех, кто презираем и гоним
всеми. Иисус, посещавший дома отверженных, простивший разбойника на
кресте, благословлявший своих убийц, был ее опорой, единственным учителем
и наставником. Великое и тяжкое бремя любви Господь возложил на Свою
юную избранницу, почти ребенка.
В век воинствующего атеизма ей предстояло заговорить
о Божественной любви, открыть современникам новый путь ко Христу, вернуть
сотням тысяч душ смысл жизни.
Уже в три года маленькая Тереза почувствовала присутствие
Бога в своем сердце. Когда она узнала, что есть ад, где царит лишь ненависть,
она заявила о своей готовности добровольно пойти в преисподнюю, чтобы
Господь был вечно любим и в этом страшном месте.
В Рождественскую ночь 1886 года, в церкви Сен-Пьер,
стоя у яслей, в которых лежал Младенец Иисус, 14-летняя Тереза пережила
окончательное обращение. Огонь любви затопил ее сердце, преобразив душу.
Ей открылась тайна Младенчества Христа, ставшего беззащитным ребенком,
чтобы люди научились любить. «Божественный призыв…на служение…был таким
настойчивым, - писала Тереза, - что, даже если бы мне понадобилось пройти
сквозь пламя, я бы сделала это ради верности Иисусу».
В то время, когда Богом пугали, внушая страх неотвратимости
расплаты за грехи, Тереза говорила: «Я не могу бояться Бога, Который
стал для меня таким маленьким». Господь открылся Терезе как Бог любви,
ожидающий от нее лишь одного - ответного чувства.
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты
утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Он снизошел ко мне,
так как я была мала и слаба, и тайно наставлял меня в делах своей любви.
И если бы ученые…пришли расспросить меня, то, несомненно, удивились
бы при виде 14-летнего ребенка, понимающего тайны совершенства. Те тайны,
которые вся их наука не может им открыть, ибо для того, чтобы овладеть
ими, надо стать нищим в душе».
Тереза оставила дорогой ее сердцу родительский дом;
отца, перед которым благоговела; легко перешагнула через все соблазны
мира. Став в 15 лет послушницей строгого католического ордена, услышав
и приняв в свое сердце слова Христа: «Будьте, как дети!», Тереза пошла
путем ребенка. «Оставаться детьми перед Богом значит признать свое собственное
ничтожество, ожидать всего от благого Бога, как ребенок ожидает всего
от отца, … никогда не приписывать самим себе свои добрые дела,… никогда
не впадать в отчаяние из-за своих прегрешений, потому что дети часто
падают, но они слишком малы, чтобы сильно ушибаться».
Осознавая, что не все способны к высокому подвигу, Тереза
открыла человеку XX века новый путь ко Христу, подарив учение «о пути
малых душ». «Я поняла, что только любовь понуждает члены Церкви к действию,
и, если любовь охладеет, - апостолы перестанут возвещать Евангелие,
а мученики откажутся проливать кровь… Я поняла, что любовь заключает
в себе все призвания, обнимает все времена и пространства… одним словом,
она – вечна!».
Все, что окружало маленькую Терезу в монастыре, стало
для нее средством увеличения в душе Божественной любви. Мелочи и тяготы
повседневного быта, она превращала в жертву любви. Меняясь сама, Тереза
говорила людям, что каждый из них может искупить свои слабости и недостатки
путем малого служения Богу в любви, что каждый призван стать святым.
Все, о чем мечтала Тереза, что хотела, но не смогла
и не успела совершить по своей малости во славу Христа при жизни, с
огромной силой раскрылось после ее смерти. Тереза стала апостолом любви
20 века, миссионером и учителем Церкви. Народ назвал ее «маленькой святой».
Церковь увидела в ней «Слово Божие, обращенное к нашему времени». В
1925 году Тереза из Лизьё была официально причислена к лику святых католической
церкви, став «самой любимой девушкой на земле».
На протяжении всего XX века сотни тысяч паломников ежегодно
приезжали во Францию, чтобы поклониться ее мощам. В ее честь было возведено
более 1700 храмов по всему миру. Один из них, в восточном стиле, был
открыт на территории русско-католической семинарии «Руссикум» в Риме.
С тревогой наблюдая за тем, что происходило в начале века в России,
католическая церковь провозгласила в 1929 году Терезу Малую заступницей
и покровительницей православной страны, в которой вера в Бога была безжалостно
извергнута из человеческих сердец.
Папа Пий Одиннадцатый отслужил в Риме литургию о даровании
спасения России. В Лизьё была доставлена особая молитва о спасении страждущей
русской земли, а монахини-кармелитки присоединили к ней свои девятидневные
молитвы.
Так Тереза, никогда не бывавшая в России, возглавила
всех верующих, которым не была безразлична судьба страны, ставшей самым
слабым звеном христианского мира. В «Руссикуме», принявшем имя и покровительство
Терезы, возник культ почитания святой и культ почитания России, были
написаны богослужебные молитвы и иконы.
На одних святую Терезу изображали в образе юной девы,
погруженной в созерцательную молитву. На других ее можно было видеть
перед престолом Всевышнего, коленопреклоненно молящейся за Русскую землю,
символически представленную образом белоснежного православного храма,
охваченного огненным вихрем, и мужиком, неистово размахивающим топором.
Россия шла своим страшным путем, даже не подозревая, какое огромное
количество людей по всему миру молилось о ее спасении.
В 1955 году во Франции впервые на русском языке вышла
в свет «Повесть об одной душе», автобиографическая рукопись святой Терезы,
переведенная к тому времени уже на большинство языков мира. Вплоть до
1997 года имя талантливого переводчика повести оставалось неизвестным.
Лишь случай помог узнать его имя.
Им оказался отец Василий, Василий фон Бурман, выходец
из аристократической семьи обрусевших немцев. Пройдя все круги ада 20
века, пережив революцию, две войны, потерю семьи и родины, оказавшись
в 1945 году в лагере военнопленных в Регенсбурге, Василий фон Бурман
решил пойти по пути служения Богу. Из оков отчаяния его вырвали бенедиктинские
монахи. Приняв католичество и познакомившись с учением святой Терезы,
отец Василий перевел ее свидетельство на родной язык.
Предисловие к первому русскому изданию написал Владимир
Николаевич Ильин, выдающийся религиозный мыслитель, философ- славянофил.
Как и многие православные эмигранты, Ильин видел трагедию XX века в
слабости христианской Церкви, разобщенной тысячелетним противостоянием.
Философ с болью отмечал, что ни Запад, ни Восток не хотят видеть то
богатство духа, которое сближает две древние христианские традиции,
делая упор лишь на различиях, в то время как святые спасают мир, соединяя
на мистическом уровне всех верующих в единое целое. Их опыт является
фундаментом будущего единства.
Написав похвальное слово западной святой, пытаясь уяснить
ее место в современном христианском мире, Ильин назвал святую Терезу
бутоном, распустившемся в вечности в прекрасный цветок, благоухающий
по сей день.
Маленькая Тереза дала большой урок современному обществу.
Она напомнила миру незыблемую истину: если хочешь, чтобы добро победило
зло, люби всех; научись прощать, начни искоренение зла и упразднение
ада с себя. Видя несовершенство священников и католической церкви своего
времени, святая Тереза не проклинала, не отказывалась от веры и Церкви,
не погружалась в бесконечную критику, а шла путем молитвы и полного
доверия Богу.
Провозглашенная в 1997 году учителем Церкви, святая
совершила, казалось бы, невозможное. Через 100 лет после кончины, преодолевая
сопротивление, разрушая недоверие, ее святые мощи в конце XX века впервые
оказались в России. Пребывая в феврале 1999 года в католических храмах
Москвы, они привлекли к поклонению не только католиков, но и православных,
успевших полюбить и принять маленькую Терезу благодаря ее книге.
Хотя опыт святой Терезы пока недоступен большинству
верующих России, тектонические движения духа уже начались в христианском
мире. Путь любви, провозглашенный в XX веке католической святой Терезой
из Лизьё и православным старцем Силуаном Афонским, открывает все больше
человеческих душ навстречу Божественной любви. Большая фотография «маленькой
святой», выставленная в витрине лотка обычного московского рынка, без
слов свидетельствует об этом.